Российский ученый, руководитель проекта «Нанобиомедицина» университета «Сириус», заведующий лабораторией нанобиотехнологий Московского физико-технического института (МФТИ) Максим Никитин обнаружил новый механизм хранения информации ДНК, пишет «Российская газета». Открытие позволит повысить качество генной терапии и безопасность ДНК/РНК-вакцин за счет выявления и снижения побочных реакций на препараты во время лечения, а также познать природу мгновенной памяти, старения, тяжелых заболеваний и т. п.
Исследование, выводы которого не встраиваются в парадигму современной биологии, опубликовано в научном журнале Nature Chemistry. В своей статье Никитин дает конкретные рекомендации, как сделать применяемые сегодня генно-терапевтические препараты безопаснее. Ученые до сих пор не могли понять, почему лекарство может иметь тот или иной побочный эффект. Ключ к разгадке, по утверждению автора открытия, находится в коротких цепях ДНК.
Читать все новости проекта «ГенЭтика» >>
С 1950-х годов считалось, что структура двойной спирали – однозначно соответствующих друг другу молекулярных цепей – позволяет ДНК хранить и обрабатывать информацию. Открытие американского биолога Д. Уотсона, британских молекулярных биологов Ф. Крика и М. Уилкинса было незыблемой основой генетики. Закон показывал возможность восстановления одной цепи за счет другой и объяснял сущность процессов передачи наследственной информации на молекулярном уровне.

Российский ученый, в течение девяти лет исследовавший короткие цепочки ДНК, экспериментально доказал, что именно они хранят и передают огромные объемы информации. Кроме того, оказалось, что информация содержится не столько в самих молекулах, сколько в их расположении относительно друг друга, а именно – между ними. По данным Никитина, обмениваться информацией могут даже не взаимодействующие гены, а самая далекая от гена цепочка умеет управлять его работой. Это явление автор назвал молекулярной коммутацией.
«Если мы разрабатываем генно-терапевтический препарат, который должен взаимодействовать с определенным геном, то на основе этого открытого явления мы можем понять, как настроить генно-терапевтический препарат, чтобы он влиял именно на нужный нам ген», – цитирует Никитина Рен ТВ.
Зачастую иммунная система распознает препарат как чужеродный белок и пытается его разрушить. Опасность такого иммунного ответа в возникновении осложнений или прекращении действия препарата. В данном случае открытие Никитина дает возможность обратить вспять процессы в клетке и привести их в норму.
Автор: Инна Волкова.